ОДНКНР 5-6 классы!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленонивский учебно-воспитательный комплекс
имени Героя Советского Союза Михаила Кузьмича Тимошенко»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

Рабочая программа
по предмету «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
5-6 классы
(соответствует федеральной образовательной программе
основного общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 года, №370,
федеральной рабочей программе
по предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (базовый уровень)

с. Зеленая Нива, 2023 г.

2

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что
данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно
традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности
как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как
члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на
традиционные духовно-нравственные ценности.

3

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты
культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание
себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального
подхода,
отсутствие
культурной,
этнической,
религиозной
ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих
элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России
как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип
должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов
России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

4

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;

5

- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
- получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6
классе. Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1час
в неделю: 34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе

6

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «В мире культуры»- 4 часа.
Тема 1. Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей
разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя,
Ю. Рытхэу и др.).
Тема 2. Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Тема 3. «Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Тема 4. Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской,
Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты
(Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
Тематический блок 2. «Нравственные ценности российского народа» 7 часов.
Тема 5. В труде – красота человека.
Примеры трудолюбия в сказках и легендах разных народов.
Тема 6. «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Тема 7. Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Тема 8. Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Тема 9. Семья – хранитель духовных ценностей. Труд в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Тема 10. Семья – хранитель духовных ценностей. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовые взаимоотношения в семье, распределение обязанностей.
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь – главная семейная ценность.

7

Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи.

Тематический блок 3. «Религия и культура» 13 часов.
Тема 12. Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Тема 13. 14. Культурное наследие христианской Руси. - 2 часа.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Тема 15.16.17. Культура ислама. – 3 часа.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской
культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь.
Тема 18.19.20. Иудаизм и культура. – 3 часа.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Тема 21.22.23.24. Культурные традиции буддизма. – 4 часа.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийский календарь.
Тематический блок 4. «Как сохранить духовные ценности» - 6 часов.
Тема 25. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Храмы.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Тема 26. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Музеи-заповедники.
Тема 27. Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Тема 28. Благотворительность.
Тема 29. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями.
Тема 30. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Тематический блок 5. «Твой духовный мир» - 3 часа.
Тема 31. Что составляет твой духовный мир.
Книга – не простой источник знаний.
Тема 32. Культура поведения человека.
Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тема 33. Твой духовный мир.

8

Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира.
Тематический блок 6. «Проектная деятельность» - 1 час.

6 КЛАСС (34 ч)

Тематический блок 1. «В мире культуры»- 2 часа.
Тема 1. Величие российской культуры. Человек – творец и носитель культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей
разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя,
Ю. Рытхэу и др.).
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Тема 2. «Береги землю родимую, как мать любимую». Жизнь ратными подвигами полна.
Жизнь ратными подвигами полна.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской,
Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты
(Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
Тематический блок 2. «Нравственные ценности российского народа» 3 часа.
Тема 3. В труде – красота человека . «Плод добрых трудов славен…». Люди труда.
Примеры трудолюбия в сказках и легендах разных народов.
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Тема 4. Бережное отношение к природе. Семья – хранитель духовных ценностей. Труд в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Тема 5. Семья – хранитель духовных ценностей. Труд в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). Семья – первый трудовой коллектив. Любовь – главная семейная
ценность.
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.

9

Трудовые взаимоотношения в семье, распределение обязанностей. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи.

Тематический блок 3. «Религия и культура» 5 часов.
Тема 6. Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Тема 7. Культурное наследие христианской Руси. - 2 часа.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Тема 8. Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской
культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь.
Тема 9. Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Тема 10. Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийский календарь.
Тематический блок 4. «Как сохранить духовные ценности» - 3 часа.
Тема 11. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Храмы.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Музеи-заповедники.
Тема 12. Хранить память предков. Благотворительность.
Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Тема 13. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Тематический блок 5. «Твой духовный мир» - 2 часа.
Тема 14. Что составляет твой духовный мир. Культура поведения человека.
Книга – не простой источник знаний.
Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тема 15. Твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира.

10

Тематический блок 6. «Культура как социальность» - 4 часа.
Тема 16. Мир культуры: его структура. Культура России: многообразие регионов.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс
как один из источников формирования социального облика общества.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема 17. История быта как история культуры. Прогресс: технический и социальный.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития
народов России.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний
труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 18. Образование в культуре народов России. Права и обязанности человека.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 19. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тематический блок 7. «Человек и его отражение в культуре» - 3 часа.
Тема 20. Каким должен быть человек? Взросление человека в культуре народов России.
Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в
культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре
народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность
как ценность.
Тема 21. Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке и
человеческом. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный
идеал человека.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 22. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным.
Почему нравственность важна?

11

Тематический блок 8. «Человек как член общества» - 5 часов.
Тема 23. Труд делает человека человеком. Подвиг: как узнать героя?
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство.
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 24. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы современного
общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема 25. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как
сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 26. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 27. Выдающиеся благотворители в истории. Выдающиеся учёные России.
Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом.
Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно
помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности
в науке, в деятельности учёных.
Тематический блок 9. «Родина и патриотизм» - 7 часов.
Тема 28. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь.
Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 29. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 30. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть.
Тема 31. Государство. Россия — наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон.
Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность.
Тема 32. Человек: какой он?
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема 33. Человек и культура (проект).

12

Тема 34. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

13

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание.
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

14

ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; - готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых,
с учётом назначения информации и её аудитории.
1.Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаково- символические /моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия
включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);

15

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов.

16

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
Наименование
Количество часов
Дата
п/п разделов и тем
изучения
Всего
Контрольны
Практиче
программы
е работы
ские
работы

1.1

1.2.

1.Величие
многонациональной
российской культуры
(2 ч)

2.Человек –творец и
носитель культуры (2
ч)

4

0

Вид деятельности

Раздел 1. В мире культуры (4 ч)
Учебный
диалог:
чтение
и
0.5
обсуждение
текста
учебника.
Рассматривание
и
анализ
иллюстративного материала: «Что
мы можем сказать о профессии этих
людей? Чем они прославили
Россию?» Восприятие и оценка
информации, представленной в
видеофильме. Выделение главной
мысли рассказа учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение
докладов
и
презентаций учащихся на тему
«Словесный портрет выдающегося
деятеля культуры России»

Чтение и обсуждение текста
учебника «Человек- творец и
носитель
культуры».
Конструирование схем: «Человекноситель культуры», «Человек-

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые
образователь
ные ресурсы)

Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,

http://scoolcollection.edu.
ru

тестирова
ние,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации

https://resh.ed
u.ru/subject/3
/
https://uchi.ru/

17

творец культуры» . Восприятие и
оценка
информации,
представленной в рассказе учителя
«Что такое этика?». Учебный
диалог: обсуждение высказывания
Аристотеля об этике. Совместная
деятельность
в
группах:
объяснение значения пословиц и
поговорок разных народов. Работа
с рубриками «Жил на свете
человек» и « Для любознательных»

2.3.

2.4.

3. «Береги землю родимую,
как мать любимую». (1 ч)

4. Жизнь ратными
подвигами полна.
(2 ч)

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (13 ч)
13 0
Объяснение значения пословиц и
0.5
поговорок о Родине и
патриотических чувствах. Чтение
текста «Нюргун Боотурстремительный» и составление
словесного портрета героя. Оценка
образца словесного портрета,
представленного учителем.
Совместная деятельность в парах:
чтение и обсуждение башкирской
легенды об Урале-батыре.
Рассматривание иллюстраций к
текстам, анализ и оценка
выразительных средств. Учебный
диалог «Обсудим вместе»:
сравнение эпических героев.
Работа с информацией,
представленной в тексте.
Выделение главной мысли

Устный
опрос;
тестирование,
практическая
работа

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

18

2.5

5. В труде- красота
человека. (1 ч)

2.6.

6. «Плод добрых трудов
славен».
(1 ч)

2.7.

7. Люди труда. (1 ч)

рассказа-дополнения учителя.
Работа с рубрикой «Картинная
галерея»: описание героя картины.
Чтение и оценка информации из
текстов об участии в Великой
отечественной войне
представителей разных народов
России.
Чтение и определение главной
мысли текста. Объяснение
значения пословиц(поговорок).
Совместная деятельность в парах:
чтение и анализ текста татарской
сказки «Звездочка Зухра». Чтение и
анализ текста «Микула
Селянинович». Коллективная
оценка выполнения задания,
обобщение: «Почему Микула
Селянинович стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К.Д.Ушинского «Два плуга»,
выделение главной мысли.
Учебный диалог: обсуждение
высказывания буддийского монаха
Шанти-девы. Определение
главной мысли текстов учебника.
Восприятие и оценка информации,
представленной в рассказе учителя
«Владимир Мономах о
трудолюбии». Формирование
вывода по материалам урока.
Чтение и работа с текстами
учебника. Обсуждение проблемы:

19

2.8.

8. Бережное отношение к
природе. (1 ч)

2.10.

9. Семья- хранитель
духовных ценностей. (6 ч)

«Как может проявиться любовь к
Родине в мирное время?».
Учебный диалог: «Является ли
учеба трудом? Какие качества
должны быть у ученика, чтобы его
труд был успешным?». Анализ и
оценка ситуаций из жизни
сверстников.
Оживление и использование
имеющихся знаний: ответ на вопрос
«Как древние люди относились к
природе?». Анализ информации,
представленной в рассказеобобщении учителя. Совместная
работа в группах: анализ
информации, представленных в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма. Анализ
иллюстраций. Обсуждение и
формулирование вывода по
материалам урока.
Учебный диалог на основе
иллюстративного материала.
Коммуникативная деятельность:
«Послушаем друг друга»(традиции
в моей семье). Чтение и анализ
текста стихотворения «Бабушкины
сказки». Обсуждение проблемы:
«Отражение в фольклоре народов
России семейных ценностей».
Анализ информации,
представленной в материалах
рубрики «Картинная галерея».

20

Составление описательного
рассказа по картине. Совместная
деятельность в группах: чтение и
анализ народной сказки. Учебный
диалог: обсуждение темы, идеи и
главной мысли народных сказок.
Чтение текстов и анализ главной
мысли. Учебный диалог: «Любовьглавная семейная ценность».
Анализ текстов и иллюстраций в
учебнике: семейные ценности в
православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Оценка информации,
представленной учителем в рассказе
о Петре и Февронии Муромских: «О
каких семейных ценностях
повествует история Петра и
Февронии?». Совместная
деятельность в парах: чтение и
выделение главной мысли притчи
«Хлебец с маслом». Самооценка
выполненной работы. Учебный
диалог: «В чем состоит ценность
человеческого общения?».
Коммуникативная деятельность:
послушаем друг друга, рассказ о
традициях своей семьи.
Раздел 3. Религия и культура (10 ч)

21

3.1

10. Роль религии в развитии
культуры (1 ч)

3.2.

11. Культурное наследие
христианской Руси. (3 ч)

3.3.

12. Культура ислама. (2 ч)

10

0

0.5

Оживление имеющегося опыта и
знаний на тему: «О каких
религиозных праздниках мы уже
знаем? Что мы можем рассказать о
православном храме, мечети,
синагоге и пагоде?». Восприятие и
анализ информации,
представленной в рассказе учителя.
Разыгрывание сценок: «Коляда»,
«Святки».
Обсуждение вопросов: «Что мы
знаем о христианской вере? Когда
Древняя Русь приняла
христианство?». Чтение и
обсуждение текста учебника
«Откуда на Русь пришло
христианство?». Учебный диалог:
анализ информации,
представленной в текстах учебника.
Чтение и выделение главной
мысли текста о Ярославе Мудром.
Чтение и обсуждение текста
учебника «Возникновение ислама».
Учебный диалог: «Золотой век
исламской культуры». Анализ
информации, представленной в
рассказе учителя о великом
персидском и таджикском поэте
Фирдоуси. Чтение и обсуждение
текста учебника о мечети.
Рассматривание иллюстраций,
оценка информации,
представленной в видеофильме.

Устный
опрос;
тестирование,
практическая
работа

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

22

3.4.

13. Иудаизм и культура. (2 ч)

14. Культурные традиции
буддизма. (2 ч)

Чтение и обсуждение текста
учебника «Как все начиналось».
Практическая работа: нахождение
на карте Палестины и других мест,
связанных с ранней историей
иудаизма. Беседа-повторение
пройденного по вопросам «Что
такое Ветхий Завет?», «Частью
какой книги он является?»,
«Последователи каких религий
признают Ветхий Завет священной
книгой?». Анализ информации,
представленной в материале рубрик
«Жил на свете человек» и
«Картинная галерея», составление
повествования по сюжету картины.
Беседа по тексту и иллюстрациям
учебника «Дом окнами на Восток».
Игра-экскурсия «Иудейская
история в произведениях
живописи»
Обсуждение проблемы:какие
народы России исповедуют
буддизм. Анализ информации,
представленной в рассказе учителя
«Буддизм в России», составление
плана пересказа. Практическая
работа с картой: нахождение мест,
связанных с ранней историей
буддизма. Анализ и оценка
информации, представленной в
текстах учебника. Составление
плана пересказа текста

23

«Буддийский монастырь».
Просмотр и обсуждение
видеофильма «Искусство танка»

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)
4.1

4.2.

15. Забота государства о
сохранении духовных
ценностей. (2 ч)

16. Хранить память предков.
(1 ч)

3

0

1

Оценка информации,
представленной в рассказе учителя
«Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Чтение и
обсуждение главной мысли текстов
учебника. Составление плана
пересказа текста «Храм Христа
Спасителя»; чтение и выделение
главной мысли текста «Охраняется
государством». Конструирование
вывода по теме.
Учебный диалог: обсуждение
статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в рассказеобъяснении учителя. Выделение
главной мысли рассказа. Чтение и
анализ текста учебника «Творить
благо». Коммуникативная

Устный
опрос,
Письменный
контроль,
тестирование

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

24

деятельность: послушаем дуг
друга, выскажем свое мнение:
можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление
портрета героя художественного
полотна (Репин. Портрет
С.И.Мамонтова). Учебный диалог:
оценим жизненные истории.
Раздел 5. Твой духовный мир. (4 ч)
5.1.

17. Твой духовный мир. (4
ч)

Общее количество часов:

4

0

1

Виды деятельности по изученным
разделам; Анализ информации,
представленной в объяснении учителя
«Что такое этикет и зачем он нужен?»
Практическая работа «Учимся быть
образованными». Учебный диалог:
обсудим вместе, заполним устно таблицу,
дополним ее. Совместная деятельность в
группах: анализ информации,
представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского. Составление
описательного рассказа по картине
П.А.Федотова «Свежий кавалер».
Сюжетная игра «Разговор с младшим
братишкой (сестренкой) об этикете»

34

0

3,5

Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,
тестиров
ание,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

25

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
Наименование
Количество часов
Дата
п/п разделов и тем
изучения
Всего
Контрольны
Практиче
программы
е работы
ские
работы

1.1

1.2.

1.Величие
многонациональной
российской культуры
(1 ч)

2.Человек –творец и
носитель культуры (1
ч)

2

0

Вид деятельности

Раздел 1. В мире культуры (2 ч)
Учебный
диалог:
чтение
и
0.5
обсуждение
текста
учебника.
Рассматривание
и
анализ
иллюстративного материала: «Что
мы можем сказать о профессии этих
людей? Чем они прославили
Россию?» Восприятие и оценка
информации, представленной в
видеофильме. Выделение главной
мысли рассказа учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение
докладов
и
презентаций учащихся на тему
«Словесный портрет выдающегося
деятеля культуры России»

Чтение и обсуждение текста
учебника «Человек- творец и
носитель
культуры».
Конструирование схем: «Человекноситель культуры», «Человектворец культуры» . Восприятие и

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые
образователь
ные ресурсы)

Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,

http://scoolcollection.edu.
ru

тестирова
ние,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации

https://resh.ed
u.ru/subject/3
/
https://uchi.ru/

26

оценка
информации,
представленной в рассказе учителя
«Что такое этика?». Учебный
диалог: обсуждение высказывания
Аристотеля об этике. Совместная
деятельность
в
группах:
объяснение значения пословиц и
поговорок разных народов. Работа
с рубриками «Жил на свете
человек» и « Для любознательных»

2.1

2.2.

3. В труде- красота
человека.
«Плод добрых
трудов славен».
Люди труда.
(1 ч)

4. Бережное
отношение к природе
Семья- хранитель
духовных ценностей.
(1 ч)

3

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (3 ч)
Чтение и определение главной
мысли текста. Объяснение
значения пословиц(поговорок).
Совместная деятельность в парах:
чтение и анализ текста татарской
сказки «Звездочка Зухра». Чтение и
анализ текста «Микула
Селянинович». Коллективная
оценка выполнения задания,
обобщение: «Почему Микула
Селянинович стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К.Д.Ушинского «Два плуга»,
выделение главной мысли.
Оживление и использование
имеющихся знаний: ответ на вопрос
«Как древние люди относились к
природе?». Анализ информации,
представленной в рассказеобобщении учителя. Совместная

27

работа в группах: анализ
информации, представленных в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма. Анализ
иллюстраций. Обсуждение и
формулирование вывода по
материалам урока.
2.3.

5. Семья- хранитель
духовных ценностей.
Труд в фольклоре
разных народов.
Семья – первый
трудовой коллектив.
(1 час)

Учебный диалог на основе
иллюстративного материала.
Коммуникативная деятельность:
«Послушаем друг друга»(традиции
в моей семье). Чтение и анализ
текста стихотворения «Бабушкины
сказки». Обсуждение проблемы:
«Отражение в фольклоре народов
России семейных ценностей».
Анализ информации,
представленной в материалах
рубрики «Картинная галерея».
Составление описательного
рассказа по картине. Совместная
деятельность в группах: чтение и
анализ народной сказки. Учебный
диалог: обсуждение темы, идеи и
главной мысли народных сказок.
Чтение текстов и анализ главной
мысли. Учебный диалог: «Любовьглавная семейная ценность».
Анализ текстов и иллюстраций в
учебнике: семейные ценности в
православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Оценка информации,

28

представленной учителем в рассказе
о Петре и Февронии Муромских: «О
каких семейных ценностях
повествует история Петра и
Февронии?». Совместная
деятельность в парах: чтение и
выделение главной мысли притчи
«Хлебец с маслом». Самооценка
выполненной работы. Учебный
диалог: «В чем состоит ценность
человеческого общения?».
Коммуникативная деятельность:
послушаем друг друга, рассказ о
традициях своей семьи.

3.1

6. Роль религии в развитии
культуры (1 ч)

5

0

Раздел 3. Религия и культура (5 ч)
Оживление имеющегося опыта и
0.5
знаний на тему: «О каких
религиозных праздниках мы уже
знаем? Что мы можем рассказать о
православном храме, мечети,
синагоге и пагоде?». Восприятие и
анализ информации,
представленной в рассказе учителя.
Разыгрывание сценок: «Коляда»,
«Святки».

Устный
опрос;
тестирование,
практическая
работа

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

29

3.2.

7. Культурное наследие
христианской Руси. (1 ч)

3.3.

8. Культура ислама. (1 ч)

3.4.

9. Иудаизм и культура. (1ч)

Обсуждение вопросов: «Что мы
знаем о христианской вере? Когда
Древняя Русь приняла
христианство?». Чтение и
обсуждение текста учебника
«Откуда на Русь пришло
христианство?». Учебный диалог:
анализ информации,
представленной в текстах учебника.
Чтение и выделение главной
мысли текста о Ярославе Мудром.
Чтение и обсуждение текста
учебника «Возникновение ислама».
Учебный диалог: «Золотой век
исламской культуры». Анализ
информации, представленной в
рассказе учителя о великом
персидском и таджикском поэте
Фирдоуси. Чтение и обсуждение
текста учебника о мечети.
Рассматривание иллюстраций,
оценка информации,
представленной в видеофильме.
Чтение и обсуждение текста
учебника «Как все начиналось».
Практическая работа: нахождение
на карте Палестины и других мест,
связанных с ранней историей
иудаизма. Беседа-повторение
пройденного по вопросам «Что
такое Ветхий Завет?», «Частью
какой книги он является?»,
«Последователи каких религий

30

признают Ветхий Завет священной
книгой?». Анализ информации,
представленной в материале рубрик
«Жил на свете человек» и
«Картинная галерея», составление
повествования по сюжету картины.
Беседа по тексту и иллюстрациям
учебника «Дом окнами на Восток».
Игра-экскурсия «Иудейская
история в произведениях
живописи»
Обсуждение проблемы:какие
народы России исповедуют
буддизм. Анализ информации,
представленной в рассказе учителя
«Буддизм в России», составление
плана пересказа. Практическая
работа с картой: нахождение мест,
связанных с ранней историей
буддизма. Анализ и оценка
информации, представленной в
текстах учебника. Составление
плана пересказа текста
«Буддийский монастырь».
Просмотр и обсуждение
видеофильма «Искусство танка»
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)

10. Культурные традиции
буддизма. (1ч)

4.1

11. Забота государства о
сохранении духовных
ценностей. (1 ч)

3

0

1

Оценка информации,
представленной в рассказе учителя
«Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Чтение и
обсуждение главной мысли текстов

Устный
опрос,
Письменный
контроль,

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.

31

4.2.

12. Хранить память предков.
(1 ч)

4.3

13.Восстановление
памятников духовной
культуры, охрана
исторических памятников,
связанных с разными
религиями. (1 ч)

учебника. Составление плана
тестирование
пересказа текста «Храм Христа
Спасителя»; чтение и выделение
главной мысли текста «Охраняется
государством». Конструирование
вывода по теме.
Учебный диалог: обсуждение
статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в рассказеобъяснении учителя. Выделение
главной мысли рассказа. Чтение и
анализ текста учебника «Творить
благо». Коммуникативная
деятельность: послушаем дуг
друга, выскажем свое мнение:
можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление
портрета героя художественного
полотна (Репин. Портрет
С.И.Мамонтова). Учебный диалог:
оценим жизненные истории.
Учебный диалог: обсуждение
статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в рассказеобъяснении учителя. Выделение
главной мысли рассказа. Чтение и
анализ текста учебника «Творить
благо». Коммуникативная
деятельность: послушаем дуг
друга, выскажем свое мнение:

ru/subject/3/
https://uchi.ru/

32

можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление
портрета героя художественного
полотна (Репин. Портрет
С.И.Мамонтова). Учебный диалог:
оценим жизненные истории.
Раздел 5. Твой духовный мир. (2 ч)
5.1.

14. Что составляет твой 2
духовный мир. Культура
поведения человека.
(1 ч)

15. Твой духовный мир (1ч)

0

1

Виды деятельности по изученным
разделам; Анализ информации,
представленной в объяснении учителя
«Что такое этикет и зачем он нужен?»
Практическая работа «Учимся быть
образованными». Учебный диалог:
обсудим вместе, заполним устно таблицу,
дополним ее. Совместная деятельность в
группах: анализ информации,
представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского. Составление
описательного рассказа по картине
П.А.Федотова «Свежий кавалер».
Сюжетная игра «Разговор с младшим
братишкой (сестренкой) об этикете»

Виды деятельности по изученным
разделам; Анализ информации,
представленной в объяснении учителя
«Что такое этикет и зачем он нужен?»
Практическая работа «Учимся быть
образованными». Учебный диалог:
обсудим вместе, заполним устно таблицу,
дополним ее. Совместная деятельность в
группах: анализ информации,

Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,
тестиров
ание,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

33
представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского. Составление
описательного рассказа по картине
П.А.Федотова «Свежий кавалер».
Сюжетная игра «Разговор с младшим
братишкой (сестренкой) об этикете»

6.1

16. Мир культуры: его 4
структура.
Культура
России:
многообразие
регионов. «Культура как
социальность».

0

Раздел 6. «Культура как социальность»(4)
- знать и уметь объяснить
0.5
структуру
культуры
как
социального явления;
- понимать специфику социальных
явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
- уметь доказывать связь между
этапом развития материальной
культуры
и
социальной
структурой
общества,
их
взаимосвязь
с
духовнонравственным
состоянием
общества;
понимать
зависимость
социальных
процессов
от
культурноисторических
процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь
между
научно-техническим
прогрессом и этапами развития
социума. характеризовать
административнотерриториальное деление России;
- знать количество регионов,

устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/

34

6.2

17. История быта как
история
культуры.
Прогресс: технический и
социальный. (1 ч)

6.3

18. Образование в культуре
народов России. Права и
обязанности человека. (1 ч)

6.4

19. Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие (1ч)

различать
субъекты
и
федеральные
округа,
уметь
показать их на административной
карте России;
- понимать и уметь объяснить
необходимость
федеративного
устройства
в
полиэтничном
государстве, важность сохранения
исторической памяти отдельных
этносов;
- объяснять принцип равенства
прав каждого человека, вне
зависимости
от
его
принадлежности к тому или
иному народу;
- понимать ценность многообразия
культурных
укладов
народов
Российской Федерации;
-демонстрировать готовность к
сохранению межнационального и
межрелигиозного
согласия
в
России;
-характеризовать
духовную
культуру всех народов России как
общее достояние и богатство
нашей
многонациональной
Родины.

35

Раздел 7. «Человек и его отражение в культуре» (3)
7.1

7.2

20. Каким должен быть 3
человек?Взросление
человека
в
культуре
народов России (1ч)

21. Религия как источник
нравственности. Наука как
источник знания о человеке
и человеческом. (1ч)

7.3 22. Этика и нравственность
как категория
духовной
культуры.

0

0,5

- объяснять, как проявляется
мораль и нравственность через
описание
личных
качеств
человека;
-осознавать, какие личностные
качества соотносятся с теми или
иными
моральными
и
нравственными ценностями;
-понимать различия между этикой
и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать
ценность свободы как залога
благополучия общества, уважения
к правам человека, его месту и
роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь
таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и
«долг»;
понимать
важность
коллективизма
как
ценности
современной
России
и
его
приоритет
перед
идеологией
индивидуализма;
- приводить примеры идеалов
человека в историко-культурном
пространстве
современной
России. - понимать различие
между процессами антропогенеза
и антропосоциогенеза;
характеризовать
процесс

устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/

36

взросления человека
и
его
основные
этапы,
а
также
потребности
человека
для
гармоничного
развития
и
существования на каждом из
этапов;
обосновывать
важность
взаимодействия
человека
и
общества,
характеризовать
негативные эффекты социальной
изоляции;
-знать и уметь демонстрировать
своё
понимание
самостоятельности, её роли в
развитии
личности,
во
взаимодействии
с
другими
людьми.
- характеризовать нравственный
потенциал религии;
- знать и уметь излагать
нравственные
принципы
государствообразующих
конфессий России;
- знать основные требования к
нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях
современной России;
-уметь обосновывать важность
религиозных
моральных
и
нравственных
ценностей
для
современного общества.

37

Раздел 8. «Человек как член общества»(5)
8.1

«Человек
общества»

как

член 5

0

0,5

- характеризовать важность труда
и его роль в современном
обществе;
соотносить
понятия
«добросовестный
труд»
и
«экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье»,
«лень», «тунеядство»; понимать
важность и уметь обосновать
необходимость их преодоления
для самого себя;
оценивать
общественные
процессы в области общественной
оценки труда;
- осознавать и демонстрировать
значимость трудолюбия, трудовых
подвигов,
социальной
ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его
экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия
«безделье», «лень», «тунеядство»,
с одной стороны, и «трудолюбие»,
«подвиг
труда»,
«ответственность»,
с
другой
стороны, а также «общественная
оценка труда».
характеризовать
понятия
«подвиг»,
«героизм»,
«самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на

устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/

38

войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность
героических примеров для жизни
общества;
- знать и называть героев
современного
общества
и
исторических личностей;
- обосновывать разграничение
понятий
«героизм»
и
«псевдогероизм»
через
значимость для общества и
понимание последствий.
характеризовать
понятие
«социальные отношения»;
- понимать смысл понятия
«человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его
нравственному
и
духовному
развитию;
- осознавать роль малых и
больших социальных групп в
нравственном
состоянии
личности;
- обосновывать понятия «дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и
приводить
примеры из истории, культуры и
литературы;
- обосновывать важность и
находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том
числе благотворительности;
- понимать и характеризовать

39

понятие
предпринимательства»
социальном аспекте.

«этика
в

Раздел 9. «Родина и патриотизм»(7)
9.1

«Родина и патриотизм»

7

0

1,5

характеризовать
понятия
«Родина»
и
«гражданство»,
объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный
характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать
нравственные
качества
гражданина.
характеризовать
понятие
«патриотизм»;
приводить
примеры
патриотизма
в
истории
и
современном обществе;
- различать истинный и ложный
патриотизм
через
ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим
народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность
патриотизма.
-характеризовать понятия «война»
и «мир»;
-доказывать важность сохранения
мира и согласия;
-обосновывать
роль
защиты
Отечества, её важность для

устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/

40

гражданина;
- понимать особенности защиты
чести Отечества в спорте, науке,
культуре;
характеризовать
понятия
«военный
подвиг»,
«честь»,
«доблесть»; обосновывать их
важность, приводить примеры их
проявлений.
характеризовать
грани
взаимодействия
человека
и
культуры;
-уметь описать в выбранном
направлении
с
помощью
известных
примеров
образ
человека,
создаваемый
произведениями культуры;
-показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимовлияние;
характеризовать
основные
признаки понятия «человек» с
опорой
на
исторические
и
культурные
примеры,
их
осмысление и оценку, как с
положительной,
так
и
с
отрицательной стороны.
Общее количество часов:

34

0

4

41

42

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
Тема урока
урока
1

2

Величие многонациональной российской
культуры. Российская культура – плод
усилий разных народов.
Человек – творец и носитель культуры.

Колво
часов
1

1

3

«Береги землю родимую, как мать
любимую».

1

4

Жизнь ратными подвигами полна.

1

5

В труде - красота человека.

1

6

«Плод добрых трудов славен».

1

7

Люди труда.

1

8

Бережное отношение к природе.

1

9

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

Труд в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
10

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

Семья – первый трудовой коллектив
11

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

Любовь – главная семейная ценность
12

Роль религии в развитии культуры

1

13

Культурное наследие христиан

1

14

Культурное наследие христиан

1

15

Иудаизм и культура

1

16

Иудаизм и культура

1

17

Культура ислама

1

18

Культура ислама

1

19

Культура ислама

1

20

Культурные традиции буддизма

1

Дата проведения
По
По
плану факту
-

Причина
корректировки

43

21

Культурные традиции буддизма

1

22

Культурные традиции буддизма

1

23

Культурные традиции буддизма

1

24

Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Храмы

1

25

Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Музеи-заповедники

1

26

Хранить память предков

1

27

Благотворительность

1

28

Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными
религиями.

1

29

Примеры благотворительности из
российской истории. Известные меценаты
России.

1

30

Что составляет твой духовный мир

1

31

Культура поведения человека

1

32

Твой духовный мир. Образованность
человека, его интересы, увлечения,
нравственные качества личности –
составляющие духовного мира.

1

33

Твои нравственные качества

1

34

Итоговый урок

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
уро
ка
1
2
3

4

Тема урока

Величие многонациональной
российской культуры
Человек –творец и носитель культуры
В труде- красота человека.
«Плод добрых трудов славен». Люди
труда.
Бережное отношение к природе
Семья- хранитель духовных ценностей.

Кол- Дата проведения
во
По
часов По
плану факту
1
1
1

1

Причина
корректировки

44

Семья- хранитель духовных ценностей.
Труд в фольклоре разных народов. Семья
– первый трудовой коллектив.
Роль религии в развитии культуры

1

Культурное наследие христианской
Руси.
Культура ислама.
Иудаизм и культура.
Культурные традиции буддизма.
Забота государства о сохранении
духовных ценностей.
Хранить память предков.

1

Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными
религиями.
Что составляет твой духовный мир.
Культура поведения человека.
Твой духовный мир

1

16

Мир культуры: его структура. Культура
России: многообразие регионов.
«Культура как социальность».

1

17

История быта как история культуры.
Прогресс: технический и социальный.
Образование в культуре народов России.
Права и обязанности человека.
Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие
Каким
должен
быть
человек?Взросление
человека
в
культуре народов России
Религия как источник нравственности.
Наука как источник знания о человеке и
человеческом.
Этика и нравственность как категория
духовной культуры.

1

Труд делает человека человеком.
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние.
Проблема современного общества
как отражение его духовнонравственного самосознания.
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений. Гуманизм
как сущностная характеристика
духовно-нравственной культуры
народов России.

1

5

6
7
8
9
10
11
12
13

14
15

18
19
20

21

22

23
24

25

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1

1

1

45

Социальные профессии; их важность
для сохранения духовнонравственного облика общества.
Выдающиеся благотворители в
истории. Выдающиеся ученые
России.
Гражданин. Родина и гражданство, их
взаимосвязь.

1

29

Патриотизм.

1

30

Защита Родины: подвиг или долг?

1

31

Государство. Россия – наша Родина.

1

32

Человек: какой он?

1

33

Человек и культура (проект)

1

34

Итоговый урок: «Что значит быть
человеком?»

1

26

27

28

1

1

46

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические
рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.
А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.
4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.
- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
5. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.
6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
3. https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебники
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер
Электронные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Рабочая тетрадь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».