Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленонивский учебно-воспитательный комплекс
имени Героя Советского Союза Михаила Кузьмича Тимошенко»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
Рабочая программа
по предмету «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
5-6 классы
(соответствует федеральной образовательной программе
основного общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 года, №370,
федеральной рабочей программе
по предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (базовый уровень)
с. Зеленая Нива, 2023 г.
2
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что
данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно
традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности
как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как
члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на
традиционные духовно-нравственные ценности.
3
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты
культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание
себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального
подхода,
отсутствие
культурной,
этнической,
религиозной
ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих
элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России
как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип
должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов
России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
4
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
5
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
- получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6
классе. Всего часов по учебному плану: 34. Общая недельная нагрузка обучения составляет 1час
в неделю: 34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе
6
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «В мире культуры»- 4 часа.
Тема 1. Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей
разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя,
Ю. Рытхэу и др.).
Тема 2. Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Тема 3. «Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Тема 4. Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской,
Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты
(Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
Тематический блок 2. «Нравственные ценности российского народа» 7 часов.
Тема 5. В труде – красота человека.
Примеры трудолюбия в сказках и легендах разных народов.
Тема 6. «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Тема 7. Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Тема 8. Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Тема 9. Семья – хранитель духовных ценностей. Труд в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Тема 10. Семья – хранитель духовных ценностей. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовые взаимоотношения в семье, распределение обязанностей.
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь – главная семейная ценность.
7
Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи.
Тематический блок 3. «Религия и культура» 13 часов.
Тема 12. Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Тема 13. 14. Культурное наследие христианской Руси. - 2 часа.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Тема 15.16.17. Культура ислама. – 3 часа.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской
культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь.
Тема 18.19.20. Иудаизм и культура. – 3 часа.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Тема 21.22.23.24. Культурные традиции буддизма. – 4 часа.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийский календарь.
Тематический блок 4. «Как сохранить духовные ценности» - 6 часов.
Тема 25. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Храмы.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Тема 26. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Музеи-заповедники.
Тема 27. Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Тема 28. Благотворительность.
Тема 29. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями.
Тема 30. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Тематический блок 5. «Твой духовный мир» - 3 часа.
Тема 31. Что составляет твой духовный мир.
Книга – не простой источник знаний.
Тема 32. Культура поведения человека.
Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тема 33. Твой духовный мир.
8
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира.
Тематический блок 6. «Проектная деятельность» - 1 час.
6 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «В мире культуры»- 2 часа.
Тема 1. Величие российской культуры. Человек – творец и носитель культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей
разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя,
Ю. Рытхэу и др.).
Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Тема 2. «Береги землю родимую, как мать любимую». Жизнь ратными подвигами полна.
Жизнь ратными подвигами полна.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской,
Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты
(Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
Тематический блок 2. «Нравственные ценности российского народа» 3 часа.
Тема 3. В труде – красота человека . «Плод добрых трудов славен…». Люди труда.
Примеры трудолюбия в сказках и легендах разных народов.
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Тема 4. Бережное отношение к природе. Семья – хранитель духовных ценностей. Труд в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Тема 5. Семья – хранитель духовных ценностей. Труд в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). Семья – первый трудовой коллектив. Любовь – главная семейная
ценность.
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
9
Трудовые взаимоотношения в семье, распределение обязанностей. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи.
Тематический блок 3. «Религия и культура» 5 часов.
Тема 6. Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Тема 7. Культурное наследие христианской Руси. - 2 часа.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм
(внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Тема 8. Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской
культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу
мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь.
Тема 9. Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев.
Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Тема 10. Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийский календарь.
Тематический блок 4. «Как сохранить духовные ценности» - 3 часа.
Тема 11. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Храмы.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Музеи-заповедники.
Тема 12. Хранить память предков. Благотворительность.
Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Тема 13. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями. Примеры благотворительности из российской истории.
Известные меценаты России.
Тематический блок 5. «Твой духовный мир» - 2 часа.
Тема 14. Что составляет твой духовный мир. Культура поведения человека.
Книга – не простой источник знаний.
Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тема 15. Твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира.
10
Тематический блок 6. «Культура как социальность» - 4 часа.
Тема 16. Мир культуры: его структура. Культура России: многообразие регионов.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс
как один из источников формирования социального облика общества.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема 17. История быта как история культуры. Прогресс: технический и социальный.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития
народов России.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний
труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 18. Образование в культуре народов России. Права и обязанности человека.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 19. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тематический блок 7. «Человек и его отражение в культуре» - 3 часа.
Тема 20. Каким должен быть человек? Взросление человека в культуре народов России.
Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в
культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре
народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность
как ценность.
Тема 21. Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке и
человеческом. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный
идеал человека.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 22. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным.
Почему нравственность важна?
11
Тематический блок 8. «Человек как член общества» - 5 часов.
Тема 23. Труд делает человека человеком. Подвиг: как узнать героя?
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство.
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 24. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы современного
общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема 25. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как
сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 26. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 27. Выдающиеся благотворители в истории. Выдающиеся учёные России.
Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом.
Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно
помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности
в науке, в деятельности учёных.
Тематический блок 9. «Родина и патриотизм» - 7 часов.
Тема 28. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь.
Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 29. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 30. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть.
Тема 31. Государство. Россия — наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон.
Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность.
Тема 32. Человек: какой он?
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема 33. Человек и культура (проект).
12
Тема 34. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
13
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание.
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
14
ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; - готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых,
с учётом назначения информации и её аудитории.
1.Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаково- символические /моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия
включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
15
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов.
16
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
Наименование
Количество часов
Дата
п/п разделов и тем
изучения
Всего
Контрольны
Практиче
программы
е работы
ские
работы
1.1
1.2.
1.Величие
многонациональной
российской культуры
(2 ч)
2.Человек –творец и
носитель культуры (2
ч)
4
0
Вид деятельности
Раздел 1. В мире культуры (4 ч)
Учебный
диалог:
чтение
и
0.5
обсуждение
текста
учебника.
Рассматривание
и
анализ
иллюстративного материала: «Что
мы можем сказать о профессии этих
людей? Чем они прославили
Россию?» Восприятие и оценка
информации, представленной в
видеофильме. Выделение главной
мысли рассказа учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение
докладов
и
презентаций учащихся на тему
«Словесный портрет выдающегося
деятеля культуры России»
Чтение и обсуждение текста
учебника «Человек- творец и
носитель
культуры».
Конструирование схем: «Человекноситель культуры», «Человек-
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые
образователь
ные ресурсы)
Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,
http://scoolcollection.edu.
ru
тестирова
ние,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации
https://resh.ed
u.ru/subject/3
/
https://uchi.ru/
17
творец культуры» . Восприятие и
оценка
информации,
представленной в рассказе учителя
«Что такое этика?». Учебный
диалог: обсуждение высказывания
Аристотеля об этике. Совместная
деятельность
в
группах:
объяснение значения пословиц и
поговорок разных народов. Работа
с рубриками «Жил на свете
человек» и « Для любознательных»
2.3.
2.4.
3. «Береги землю родимую,
как мать любимую». (1 ч)
4. Жизнь ратными
подвигами полна.
(2 ч)
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (13 ч)
13 0
Объяснение значения пословиц и
0.5
поговорок о Родине и
патриотических чувствах. Чтение
текста «Нюргун Боотурстремительный» и составление
словесного портрета героя. Оценка
образца словесного портрета,
представленного учителем.
Совместная деятельность в парах:
чтение и обсуждение башкирской
легенды об Урале-батыре.
Рассматривание иллюстраций к
текстам, анализ и оценка
выразительных средств. Учебный
диалог «Обсудим вместе»:
сравнение эпических героев.
Работа с информацией,
представленной в тексте.
Выделение главной мысли
Устный
опрос;
тестирование,
практическая
работа
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
18
2.5
5. В труде- красота
человека. (1 ч)
2.6.
6. «Плод добрых трудов
славен».
(1 ч)
2.7.
7. Люди труда. (1 ч)
рассказа-дополнения учителя.
Работа с рубрикой «Картинная
галерея»: описание героя картины.
Чтение и оценка информации из
текстов об участии в Великой
отечественной войне
представителей разных народов
России.
Чтение и определение главной
мысли текста. Объяснение
значения пословиц(поговорок).
Совместная деятельность в парах:
чтение и анализ текста татарской
сказки «Звездочка Зухра». Чтение и
анализ текста «Микула
Селянинович». Коллективная
оценка выполнения задания,
обобщение: «Почему Микула
Селянинович стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К.Д.Ушинского «Два плуга»,
выделение главной мысли.
Учебный диалог: обсуждение
высказывания буддийского монаха
Шанти-девы. Определение
главной мысли текстов учебника.
Восприятие и оценка информации,
представленной в рассказе учителя
«Владимир Мономах о
трудолюбии». Формирование
вывода по материалам урока.
Чтение и работа с текстами
учебника. Обсуждение проблемы:
19
2.8.
8. Бережное отношение к
природе. (1 ч)
2.10.
9. Семья- хранитель
духовных ценностей. (6 ч)
«Как может проявиться любовь к
Родине в мирное время?».
Учебный диалог: «Является ли
учеба трудом? Какие качества
должны быть у ученика, чтобы его
труд был успешным?». Анализ и
оценка ситуаций из жизни
сверстников.
Оживление и использование
имеющихся знаний: ответ на вопрос
«Как древние люди относились к
природе?». Анализ информации,
представленной в рассказеобобщении учителя. Совместная
работа в группах: анализ
информации, представленных в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма. Анализ
иллюстраций. Обсуждение и
формулирование вывода по
материалам урока.
Учебный диалог на основе
иллюстративного материала.
Коммуникативная деятельность:
«Послушаем друг друга»(традиции
в моей семье). Чтение и анализ
текста стихотворения «Бабушкины
сказки». Обсуждение проблемы:
«Отражение в фольклоре народов
России семейных ценностей».
Анализ информации,
представленной в материалах
рубрики «Картинная галерея».
20
Составление описательного
рассказа по картине. Совместная
деятельность в группах: чтение и
анализ народной сказки. Учебный
диалог: обсуждение темы, идеи и
главной мысли народных сказок.
Чтение текстов и анализ главной
мысли. Учебный диалог: «Любовьглавная семейная ценность».
Анализ текстов и иллюстраций в
учебнике: семейные ценности в
православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Оценка информации,
представленной учителем в рассказе
о Петре и Февронии Муромских: «О
каких семейных ценностях
повествует история Петра и
Февронии?». Совместная
деятельность в парах: чтение и
выделение главной мысли притчи
«Хлебец с маслом». Самооценка
выполненной работы. Учебный
диалог: «В чем состоит ценность
человеческого общения?».
Коммуникативная деятельность:
послушаем друг друга, рассказ о
традициях своей семьи.
Раздел 3. Религия и культура (10 ч)
21
3.1
10. Роль религии в развитии
культуры (1 ч)
3.2.
11. Культурное наследие
христианской Руси. (3 ч)
3.3.
12. Культура ислама. (2 ч)
10
0
0.5
Оживление имеющегося опыта и
знаний на тему: «О каких
религиозных праздниках мы уже
знаем? Что мы можем рассказать о
православном храме, мечети,
синагоге и пагоде?». Восприятие и
анализ информации,
представленной в рассказе учителя.
Разыгрывание сценок: «Коляда»,
«Святки».
Обсуждение вопросов: «Что мы
знаем о христианской вере? Когда
Древняя Русь приняла
христианство?». Чтение и
обсуждение текста учебника
«Откуда на Русь пришло
христианство?». Учебный диалог:
анализ информации,
представленной в текстах учебника.
Чтение и выделение главной
мысли текста о Ярославе Мудром.
Чтение и обсуждение текста
учебника «Возникновение ислама».
Учебный диалог: «Золотой век
исламской культуры». Анализ
информации, представленной в
рассказе учителя о великом
персидском и таджикском поэте
Фирдоуси. Чтение и обсуждение
текста учебника о мечети.
Рассматривание иллюстраций,
оценка информации,
представленной в видеофильме.
Устный
опрос;
тестирование,
практическая
работа
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
22
3.4.
13. Иудаизм и культура. (2 ч)
14. Культурные традиции
буддизма. (2 ч)
Чтение и обсуждение текста
учебника «Как все начиналось».
Практическая работа: нахождение
на карте Палестины и других мест,
связанных с ранней историей
иудаизма. Беседа-повторение
пройденного по вопросам «Что
такое Ветхий Завет?», «Частью
какой книги он является?»,
«Последователи каких религий
признают Ветхий Завет священной
книгой?». Анализ информации,
представленной в материале рубрик
«Жил на свете человек» и
«Картинная галерея», составление
повествования по сюжету картины.
Беседа по тексту и иллюстрациям
учебника «Дом окнами на Восток».
Игра-экскурсия «Иудейская
история в произведениях
живописи»
Обсуждение проблемы:какие
народы России исповедуют
буддизм. Анализ информации,
представленной в рассказе учителя
«Буддизм в России», составление
плана пересказа. Практическая
работа с картой: нахождение мест,
связанных с ранней историей
буддизма. Анализ и оценка
информации, представленной в
текстах учебника. Составление
плана пересказа текста
23
«Буддийский монастырь».
Просмотр и обсуждение
видеофильма «Искусство танка»
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)
4.1
4.2.
15. Забота государства о
сохранении духовных
ценностей. (2 ч)
16. Хранить память предков.
(1 ч)
3
0
1
Оценка информации,
представленной в рассказе учителя
«Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Чтение и
обсуждение главной мысли текстов
учебника. Составление плана
пересказа текста «Храм Христа
Спасителя»; чтение и выделение
главной мысли текста «Охраняется
государством». Конструирование
вывода по теме.
Учебный диалог: обсуждение
статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в рассказеобъяснении учителя. Выделение
главной мысли рассказа. Чтение и
анализ текста учебника «Творить
благо». Коммуникативная
Устный
опрос,
Письменный
контроль,
тестирование
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
24
деятельность: послушаем дуг
друга, выскажем свое мнение:
можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление
портрета героя художественного
полотна (Репин. Портрет
С.И.Мамонтова). Учебный диалог:
оценим жизненные истории.
Раздел 5. Твой духовный мир. (4 ч)
5.1.
17. Твой духовный мир. (4
ч)
Общее количество часов:
4
0
1
Виды деятельности по изученным
разделам; Анализ информации,
представленной в объяснении учителя
«Что такое этикет и зачем он нужен?»
Практическая работа «Учимся быть
образованными». Учебный диалог:
обсудим вместе, заполним устно таблицу,
дополним ее. Совместная деятельность в
группах: анализ информации,
представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского. Составление
описательного рассказа по картине
П.А.Федотова «Свежий кавалер».
Сюжетная игра «Разговор с младшим
братишкой (сестренкой) об этикете»
34
0
3,5
Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,
тестиров
ание,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
25
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
Наименование
Количество часов
Дата
п/п разделов и тем
изучения
Всего
Контрольны
Практиче
программы
е работы
ские
работы
1.1
1.2.
1.Величие
многонациональной
российской культуры
(1 ч)
2.Человек –творец и
носитель культуры (1
ч)
2
0
Вид деятельности
Раздел 1. В мире культуры (2 ч)
Учебный
диалог:
чтение
и
0.5
обсуждение
текста
учебника.
Рассматривание
и
анализ
иллюстративного материала: «Что
мы можем сказать о профессии этих
людей? Чем они прославили
Россию?» Восприятие и оценка
информации, представленной в
видеофильме. Выделение главной
мысли рассказа учителя о жизни и
творчестве
Шолом-Алейхема.
Обсуждение
докладов
и
презентаций учащихся на тему
«Словесный портрет выдающегося
деятеля культуры России»
Чтение и обсуждение текста
учебника «Человек- творец и
носитель
культуры».
Конструирование схем: «Человекноситель культуры», «Человектворец культуры» . Восприятие и
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые
образователь
ные ресурсы)
Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,
http://scoolcollection.edu.
ru
тестирова
ние,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации
https://resh.ed
u.ru/subject/3
/
https://uchi.ru/
26
оценка
информации,
представленной в рассказе учителя
«Что такое этика?». Учебный
диалог: обсуждение высказывания
Аристотеля об этике. Совместная
деятельность
в
группах:
объяснение значения пословиц и
поговорок разных народов. Работа
с рубриками «Жил на свете
человек» и « Для любознательных»
2.1
2.2.
3. В труде- красота
человека.
«Плод добрых
трудов славен».
Люди труда.
(1 ч)
4. Бережное
отношение к природе
Семья- хранитель
духовных ценностей.
(1 ч)
3
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (3 ч)
Чтение и определение главной
мысли текста. Объяснение
значения пословиц(поговорок).
Совместная деятельность в парах:
чтение и анализ текста татарской
сказки «Звездочка Зухра». Чтение и
анализ текста «Микула
Селянинович». Коллективная
оценка выполнения задания,
обобщение: «Почему Микула
Селянинович стал героем народных
былин?». Анализ сказки
К.Д.Ушинского «Два плуга»,
выделение главной мысли.
Оживление и использование
имеющихся знаний: ответ на вопрос
«Как древние люди относились к
природе?». Анализ информации,
представленной в рассказеобобщении учителя. Совместная
27
работа в группах: анализ
информации, представленных в
текстах. Просмотр и оценка
видеофильма. Анализ
иллюстраций. Обсуждение и
формулирование вывода по
материалам урока.
2.3.
5. Семья- хранитель
духовных ценностей.
Труд в фольклоре
разных народов.
Семья – первый
трудовой коллектив.
(1 час)
Учебный диалог на основе
иллюстративного материала.
Коммуникативная деятельность:
«Послушаем друг друга»(традиции
в моей семье). Чтение и анализ
текста стихотворения «Бабушкины
сказки». Обсуждение проблемы:
«Отражение в фольклоре народов
России семейных ценностей».
Анализ информации,
представленной в материалах
рубрики «Картинная галерея».
Составление описательного
рассказа по картине. Совместная
деятельность в группах: чтение и
анализ народной сказки. Учебный
диалог: обсуждение темы, идеи и
главной мысли народных сказок.
Чтение текстов и анализ главной
мысли. Учебный диалог: «Любовьглавная семейная ценность».
Анализ текстов и иллюстраций в
учебнике: семейные ценности в
православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Оценка информации,
28
представленной учителем в рассказе
о Петре и Февронии Муромских: «О
каких семейных ценностях
повествует история Петра и
Февронии?». Совместная
деятельность в парах: чтение и
выделение главной мысли притчи
«Хлебец с маслом». Самооценка
выполненной работы. Учебный
диалог: «В чем состоит ценность
человеческого общения?».
Коммуникативная деятельность:
послушаем друг друга, рассказ о
традициях своей семьи.
3.1
6. Роль религии в развитии
культуры (1 ч)
5
0
Раздел 3. Религия и культура (5 ч)
Оживление имеющегося опыта и
0.5
знаний на тему: «О каких
религиозных праздниках мы уже
знаем? Что мы можем рассказать о
православном храме, мечети,
синагоге и пагоде?». Восприятие и
анализ информации,
представленной в рассказе учителя.
Разыгрывание сценок: «Коляда»,
«Святки».
Устный
опрос;
тестирование,
практическая
работа
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
29
3.2.
7. Культурное наследие
христианской Руси. (1 ч)
3.3.
8. Культура ислама. (1 ч)
3.4.
9. Иудаизм и культура. (1ч)
Обсуждение вопросов: «Что мы
знаем о христианской вере? Когда
Древняя Русь приняла
христианство?». Чтение и
обсуждение текста учебника
«Откуда на Русь пришло
христианство?». Учебный диалог:
анализ информации,
представленной в текстах учебника.
Чтение и выделение главной
мысли текста о Ярославе Мудром.
Чтение и обсуждение текста
учебника «Возникновение ислама».
Учебный диалог: «Золотой век
исламской культуры». Анализ
информации, представленной в
рассказе учителя о великом
персидском и таджикском поэте
Фирдоуси. Чтение и обсуждение
текста учебника о мечети.
Рассматривание иллюстраций,
оценка информации,
представленной в видеофильме.
Чтение и обсуждение текста
учебника «Как все начиналось».
Практическая работа: нахождение
на карте Палестины и других мест,
связанных с ранней историей
иудаизма. Беседа-повторение
пройденного по вопросам «Что
такое Ветхий Завет?», «Частью
какой книги он является?»,
«Последователи каких религий
30
признают Ветхий Завет священной
книгой?». Анализ информации,
представленной в материале рубрик
«Жил на свете человек» и
«Картинная галерея», составление
повествования по сюжету картины.
Беседа по тексту и иллюстрациям
учебника «Дом окнами на Восток».
Игра-экскурсия «Иудейская
история в произведениях
живописи»
Обсуждение проблемы:какие
народы России исповедуют
буддизм. Анализ информации,
представленной в рассказе учителя
«Буддизм в России», составление
плана пересказа. Практическая
работа с картой: нахождение мест,
связанных с ранней историей
буддизма. Анализ и оценка
информации, представленной в
текстах учебника. Составление
плана пересказа текста
«Буддийский монастырь».
Просмотр и обсуждение
видеофильма «Искусство танка»
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч)
10. Культурные традиции
буддизма. (1ч)
4.1
11. Забота государства о
сохранении духовных
ценностей. (1 ч)
3
0
1
Оценка информации,
представленной в рассказе учителя
«Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Чтение и
обсуждение главной мысли текстов
Устный
опрос,
Письменный
контроль,
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
31
4.2.
12. Хранить память предков.
(1 ч)
4.3
13.Восстановление
памятников духовной
культуры, охрана
исторических памятников,
связанных с разными
религиями. (1 ч)
учебника. Составление плана
тестирование
пересказа текста «Храм Христа
Спасителя»; чтение и выделение
главной мысли текста «Охраняется
государством». Конструирование
вывода по теме.
Учебный диалог: обсуждение
статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в рассказеобъяснении учителя. Выделение
главной мысли рассказа. Чтение и
анализ текста учебника «Творить
благо». Коммуникативная
деятельность: послушаем дуг
друга, выскажем свое мнение:
можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление
портрета героя художественного
полотна (Репин. Портрет
С.И.Мамонтова). Учебный диалог:
оценим жизненные истории.
Учебный диалог: обсуждение
статьи Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации,
представленной в рассказеобъяснении учителя. Выделение
главной мысли рассказа. Чтение и
анализ текста учебника «Творить
благо». Коммуникативная
деятельность: послушаем дуг
друга, выскажем свое мнение:
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
32
можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление
портрета героя художественного
полотна (Репин. Портрет
С.И.Мамонтова). Учебный диалог:
оценим жизненные истории.
Раздел 5. Твой духовный мир. (2 ч)
5.1.
14. Что составляет твой 2
духовный мир. Культура
поведения человека.
(1 ч)
15. Твой духовный мир (1ч)
0
1
Виды деятельности по изученным
разделам; Анализ информации,
представленной в объяснении учителя
«Что такое этикет и зачем он нужен?»
Практическая работа «Учимся быть
образованными». Учебный диалог:
обсудим вместе, заполним устно таблицу,
дополним ее. Совместная деятельность в
группах: анализ информации,
представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского. Составление
описательного рассказа по картине
П.А.Федотова «Свежий кавалер».
Сюжетная игра «Разговор с младшим
братишкой (сестренкой) об этикете»
Виды деятельности по изученным
разделам; Анализ информации,
представленной в объяснении учителя
«Что такое этикет и зачем он нужен?»
Практическая работа «Учимся быть
образованными». Учебный диалог:
обсудим вместе, заполним устно таблицу,
дополним ее. Совместная деятельность в
группах: анализ информации,
Текущий
и
фронталь
ный
опрос,
анкетиро
вание,
тестиров
ание,
сочинени
я,
рисунки,
творческ
ие
проекты,
презентации
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/
33
представленной в дидактических текстах
К.Д.Ушинского. Составление
описательного рассказа по картине
П.А.Федотова «Свежий кавалер».
Сюжетная игра «Разговор с младшим
братишкой (сестренкой) об этикете»
6.1
16. Мир культуры: его 4
структура.
Культура
России:
многообразие
регионов. «Культура как
социальность».
0
Раздел 6. «Культура как социальность»(4)
- знать и уметь объяснить
0.5
структуру
культуры
как
социального явления;
- понимать специфику социальных
явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
- уметь доказывать связь между
этапом развития материальной
культуры
и
социальной
структурой
общества,
их
взаимосвязь
с
духовнонравственным
состоянием
общества;
понимать
зависимость
социальных
процессов
от
культурноисторических
процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь
между
научно-техническим
прогрессом и этапами развития
социума. характеризовать
административнотерриториальное деление России;
- знать количество регионов,
устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/
34
6.2
17. История быта как
история
культуры.
Прогресс: технический и
социальный. (1 ч)
6.3
18. Образование в культуре
народов России. Права и
обязанности человека. (1 ч)
6.4
19. Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие (1ч)
различать
субъекты
и
федеральные
округа,
уметь
показать их на административной
карте России;
- понимать и уметь объяснить
необходимость
федеративного
устройства
в
полиэтничном
государстве, важность сохранения
исторической памяти отдельных
этносов;
- объяснять принцип равенства
прав каждого человека, вне
зависимости
от
его
принадлежности к тому или
иному народу;
- понимать ценность многообразия
культурных
укладов
народов
Российской Федерации;
-демонстрировать готовность к
сохранению межнационального и
межрелигиозного
согласия
в
России;
-характеризовать
духовную
культуру всех народов России как
общее достояние и богатство
нашей
многонациональной
Родины.
35
Раздел 7. «Человек и его отражение в культуре» (3)
7.1
7.2
20. Каким должен быть 3
человек?Взросление
человека
в
культуре
народов России (1ч)
21. Религия как источник
нравственности. Наука как
источник знания о человеке
и человеческом. (1ч)
7.3 22. Этика и нравственность
как категория
духовной
культуры.
0
0,5
- объяснять, как проявляется
мораль и нравственность через
описание
личных
качеств
человека;
-осознавать, какие личностные
качества соотносятся с теми или
иными
моральными
и
нравственными ценностями;
-понимать различия между этикой
и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать
ценность свободы как залога
благополучия общества, уважения
к правам человека, его месту и
роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь
таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и
«долг»;
понимать
важность
коллективизма
как
ценности
современной
России
и
его
приоритет
перед
идеологией
индивидуализма;
- приводить примеры идеалов
человека в историко-культурном
пространстве
современной
России. - понимать различие
между процессами антропогенеза
и антропосоциогенеза;
характеризовать
процесс
устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/
36
взросления человека
и
его
основные
этапы,
а
также
потребности
человека
для
гармоничного
развития
и
существования на каждом из
этапов;
обосновывать
важность
взаимодействия
человека
и
общества,
характеризовать
негативные эффекты социальной
изоляции;
-знать и уметь демонстрировать
своё
понимание
самостоятельности, её роли в
развитии
личности,
во
взаимодействии
с
другими
людьми.
- характеризовать нравственный
потенциал религии;
- знать и уметь излагать
нравственные
принципы
государствообразующих
конфессий России;
- знать основные требования к
нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях
современной России;
-уметь обосновывать важность
религиозных
моральных
и
нравственных
ценностей
для
современного общества.
37
Раздел 8. «Человек как член общества»(5)
8.1
«Человек
общества»
как
член 5
0
0,5
- характеризовать важность труда
и его роль в современном
обществе;
соотносить
понятия
«добросовестный
труд»
и
«экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье»,
«лень», «тунеядство»; понимать
важность и уметь обосновать
необходимость их преодоления
для самого себя;
оценивать
общественные
процессы в области общественной
оценки труда;
- осознавать и демонстрировать
значимость трудолюбия, трудовых
подвигов,
социальной
ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его
экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия
«безделье», «лень», «тунеядство»,
с одной стороны, и «трудолюбие»,
«подвиг
труда»,
«ответственность»,
с
другой
стороны, а также «общественная
оценка труда».
характеризовать
понятия
«подвиг»,
«героизм»,
«самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на
устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/
38
войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность
героических примеров для жизни
общества;
- знать и называть героев
современного
общества
и
исторических личностей;
- обосновывать разграничение
понятий
«героизм»
и
«псевдогероизм»
через
значимость для общества и
понимание последствий.
характеризовать
понятие
«социальные отношения»;
- понимать смысл понятия
«человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его
нравственному
и
духовному
развитию;
- осознавать роль малых и
больших социальных групп в
нравственном
состоянии
личности;
- обосновывать понятия «дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и
приводить
примеры из истории, культуры и
литературы;
- обосновывать важность и
находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том
числе благотворительности;
- понимать и характеризовать
39
понятие
предпринимательства»
социальном аспекте.
«этика
в
Раздел 9. «Родина и патриотизм»(7)
9.1
«Родина и патриотизм»
7
0
1,5
характеризовать
понятия
«Родина»
и
«гражданство»,
объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный
характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать
нравственные
качества
гражданина.
характеризовать
понятие
«патриотизм»;
приводить
примеры
патриотизма
в
истории
и
современном обществе;
- различать истинный и ложный
патриотизм
через
ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим
народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность
патриотизма.
-характеризовать понятия «война»
и «мир»;
-доказывать важность сохранения
мира и согласия;
-обосновывать
роль
защиты
Отечества, её важность для
устный
опрос,
практическая
работа,
письменный
контроль
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.r
u/subject/3/
https://uchi.ru/
40
гражданина;
- понимать особенности защиты
чести Отечества в спорте, науке,
культуре;
характеризовать
понятия
«военный
подвиг»,
«честь»,
«доблесть»; обосновывать их
важность, приводить примеры их
проявлений.
характеризовать
грани
взаимодействия
человека
и
культуры;
-уметь описать в выбранном
направлении
с
помощью
известных
примеров
образ
человека,
создаваемый
произведениями культуры;
-показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимовлияние;
характеризовать
основные
признаки понятия «человек» с
опорой
на
исторические
и
культурные
примеры,
их
осмысление и оценку, как с
положительной,
так
и
с
отрицательной стороны.
Общее количество часов:
34
0
4
41
42
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№
Тема урока
урока
1
2
Величие многонациональной российской
культуры. Российская культура – плод
усилий разных народов.
Человек – творец и носитель культуры.
Колво
часов
1
1
3
«Береги землю родимую, как мать
любимую».
1
4
Жизнь ратными подвигами полна.
1
5
В труде - красота человека.
1
6
«Плод добрых трудов славен».
1
7
Люди труда.
1
8
Бережное отношение к природе.
1
9
Семья – хранитель духовных ценностей.
1
Труд в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
10
Семья – хранитель духовных ценностей.
1
Семья – первый трудовой коллектив
11
Семья – хранитель духовных ценностей.
1
Любовь – главная семейная ценность
12
Роль религии в развитии культуры
1
13
Культурное наследие христиан
1
14
Культурное наследие христиан
1
15
Иудаизм и культура
1
16
Иудаизм и культура
1
17
Культура ислама
1
18
Культура ислама
1
19
Культура ислама
1
20
Культурные традиции буддизма
1
Дата проведения
По
По
плану факту
-
Причина
корректировки
43
21
Культурные традиции буддизма
1
22
Культурные традиции буддизма
1
23
Культурные традиции буддизма
1
24
Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Храмы
1
25
Забота государства о сохранении
духовных ценностей. Музеи-заповедники
1
26
Хранить память предков
1
27
Благотворительность
1
28
Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными
религиями.
1
29
Примеры благотворительности из
российской истории. Известные меценаты
России.
1
30
Что составляет твой духовный мир
1
31
Культура поведения человека
1
32
Твой духовный мир. Образованность
человека, его интересы, увлечения,
нравственные качества личности –
составляющие духовного мира.
1
33
Твои нравственные качества
1
34
Итоговый урок
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
уро
ка
1
2
3
4
Тема урока
Величие многонациональной
российской культуры
Человек –творец и носитель культуры
В труде- красота человека.
«Плод добрых трудов славен». Люди
труда.
Бережное отношение к природе
Семья- хранитель духовных ценностей.
Кол- Дата проведения
во
По
часов По
плану факту
1
1
1
1
Причина
корректировки
44
Семья- хранитель духовных ценностей.
Труд в фольклоре разных народов. Семья
– первый трудовой коллектив.
Роль религии в развитии культуры
1
Культурное наследие христианской
Руси.
Культура ислама.
Иудаизм и культура.
Культурные традиции буддизма.
Забота государства о сохранении
духовных ценностей.
Хранить память предков.
1
Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными
религиями.
Что составляет твой духовный мир.
Культура поведения человека.
Твой духовный мир
1
16
Мир культуры: его структура. Культура
России: многообразие регионов.
«Культура как социальность».
1
17
История быта как история культуры.
Прогресс: технический и социальный.
Образование в культуре народов России.
Права и обязанности человека.
Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие
Каким
должен
быть
человек?Взросление
человека
в
культуре народов России
Религия как источник нравственности.
Наука как источник знания о человеке и
человеческом.
Этика и нравственность как категория
духовной культуры.
1
Труд делает человека человеком.
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние.
Проблема современного общества
как отражение его духовнонравственного самосознания.
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений. Гуманизм
как сущностная характеристика
духовно-нравственной культуры
народов России.
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
18
19
20
21
22
23
24
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
45
Социальные профессии; их важность
для сохранения духовнонравственного облика общества.
Выдающиеся благотворители в
истории. Выдающиеся ученые
России.
Гражданин. Родина и гражданство, их
взаимосвязь.
1
29
Патриотизм.
1
30
Защита Родины: подвиг или долг?
1
31
Государство. Россия – наша Родина.
1
32
Человек: какой он?
1
33
Человек и культура (проект)
1
34
Итоговый урок: «Что значит быть
человеком?»
1
26
27
28
1
1
46
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические
рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред.
А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил.
4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.
- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).
5. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017.
6. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
2. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
3. https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебники
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер
Электронные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Рабочая тетрадь